Студент, готовящийся к экзамену, напоминает эквилибриста в цирке. Водрузив на голову пирамиду разнокалиберных знаний и балансируя, он благополучно доносит ее до экзаменатора. Но при первом же шаге после сдачи экзамена пирамида рассыпается, и собрать ее вновь нет никакой возможности…’ Ситуацию экзамена образно описал известный писатель-фантаст Станислав Лем в одном из рассказов о пилоте Пирксе. Нам не раз приходилось сталкиваться с подобными проблемами, которые отбирают массу сил и нервной энергии. Каждый из нас на опыте убедился, что чем лучше подготовился, чем больше знаешь, тем и волнуешься меньше… А знаете ли вы, что существует обратная зависимость между уровнем интеллекта и показателями тревожности, возникающих накануне важных для человека событий? Чрезмерная мотивация еще более усиливает нашу тревогу. Интеллектуальная же деятельность позволит правильно оценить ситуацию, рассчитать силы и сориентироваться в условиях неопределенности… А еще она поможет освободиться от чрезмерного напряжения. Почему? Читайте у Фрейда! Интеллект — это сложное и ‘насыщенное’ явление психики, включающее в себя целый набор психических процессов: скорость мышления, память, эрудицию, или общую осведомленность, ‘легкость’ переключения внимания, или подвижность нервных процессов, способность к мыслительным ‘нововведениям’ (от ‘ригидности’ до ‘флексибильности’) и многое-многое другое. Но на плохую память часто жалуются, но на плохой интеллект — никогда! Вот почему важно развивать не столько память, сколько ‘мышление’. Это особенно чувствуется в ситуации экзамена. Если мы не распределили силы перед экзаменом, прогнозы его исхода будут самыми неопределенными и мы окажемся во власти психической напряженности, или стресса до тех пор, пока ситуация как-нибудь не разрешится. Пусть даже провалом… Неопределенность, вызванная дефицитом информации, негативно скажется на всей нашей деятельности. Когда к этому добавится дефицит времени, или цейтнот, стрессовая ситуация может стать угрожающей: для здоровья, для чувства собственного достоинства, для положения в обществе… Когда же мы, наконец, понимаем, что не контролируем ситуацию, появляется страх, парализующий волю, мышление и даже мышцы… Мышечный блок еще более усиливает страх, образуя ‘замкнутый круг’. Переживание страха — состояние очень вредное для всего нашего организма. Кроме того, оно всегда приводит к неуверенности в себе, в свои силы, к разного рода сомнениям — иными словами к тому, что приводит к ослаблению защитных сил организма, повышенной секреции эндокринных желез, обеспечивающих адаптацию к стрессам (например, адреналину), что собственно и отравляет наш организм. ‘Раны победителей заживают быстрее, чем раны побежденных…’ А на экзамене страх получить неудовлетворительную оценку, потерять уважение окружающих или показаться смешным тормозит сознание, мешает сосредоточиться и найти верное решение. Эмоциональное состояние, в котором мы воспринимали информацию, лучше позволит ее и воспроизвести. Только не советую вам ‘под мухой’ приходить на экзамен… Желаемой эмоциональной окраски можно достичь и самостоятельно. Ведь мы можем ее регулировать. Для этого достаточно вашего желания и некоторых приемов саморегуляции, например, музыки, дыхания, физических упражнений или установки своему ‘подсознанию’. В этом вам помогут советы специалистов. Но вместо этого мы… ‘Лихорадочно дописываем и рассовываем шпаргалки — некоторая оснащенность не повредит… Шнурок на ботинке — на три узла, была бы только ‘тройка’… А чтобы научиться мыслить творчески, следует развивать и память, и внимание, и сосредоточенность, и наблюдательность, — пишет ученый-физиолог и психолог Каролис Динейка. Это он создал парк лечебной физкультуры и климатолечения в городе Друскинкай (Литва). Вместе с тренировкой мышления необходимо культивировать в себе такие духовные эмоциональные качества, как отзывчивость, душевность, великодушие и способность к самопожертвованию. Особенно важно целенаправленно творить общественное благо…’ Поэтому с самого утра нужно закреплять настрой творческой активности и планомерно отключать себя от вредных привычек: злобы, чрезмерной суетливости, пассивности, а также от курения и привычки настраивать себя с помощью алкоголя… Позитивный настрой — источник ‘добрых’ эмоций, а мудрая улыбка — генератор творческой энергии. Эффективность труда зависит от творческого импульса или стремления ко всему новому, ранее ‘не достигнутому’. Это стремление стимулирует наш интерес к поискам, к разгадыванию неразгаданного..еще никогда не бойтесь преподавателя! (Он и сам вас боится). Лучше постарайтесь выяснить его ‘любимую’ тему, ту которую он лучше всего знает, его интересы, хобби. Зная это, приготовьте экзаменатору ‘сюрприз’, в виде новой информации по его любимой теме. Чем зубрить, лучше ‘поройтесь’ в популярной литературе. Обязательно постарайтесь украсить свой ответ интересными фактами, примерами, а иногда и случаями из жизни. Вот тогда вам не придется отвечать на третий вопрос… Главное, с первого же момента подготовки к экзамену, рассчитывайте только на ‘отлично’, независимо от ваших прошлых заслуг. А чем это вы хуже других?! Обязательно обеспечьте себе ‘запас’ для снижения оценки. А рассчитывая на ‘отлично’, не ставьте ее целью всей вашей жизни, лучше представьте, какая у вас появится возможность на экзамене высказаться, проявить свою эрудицию и способности, и наконец, похвастаться! Обязательно сохраняйте свою индивидуальность: не сравнивайте себя с другими, особенно, перед экзаменом.